Н. А. Коротаев, «Что мы делаем, когда говорим? Устная речь и мультимодальная коммуникация»

В течение долгого времени лингвисты стремились максимально ограничить объект своих исследований: изучать язык, а не речь; языковую способность, а не употребление; текст, а не коммуникацию. И уж конечно, «настоящая» лингвистика не должна заниматься ничем, кроме собственно языковых выражений — цепочек звуковых сегментов, возможно, снабженных некоторыми супрасегментными характеристиками. Однако при изучении живой устной речи придерживаться такого подхода довольно трудно, а главное — контринтуитивно. Естественная коммуникация мультиканальна: реализуя свой замысел, а также интерпретируя действия других коммуникантов, мы используем не только речь, но и жестикуляцию, позы, движения взора и т.д. Один из главных вопросов мультиканальной лингвистики состоит в том, как разные каналы влияют друг на друга в процессах порождения и восприятия. Доклад будет состоять из двух частей. Сначала мы немного поговорим об общих принципах анализа мультиканального дискурса. После этого мы рассмотрим некоторые частные проблемы на конкретных примерах из корпуса «Рассказы и о разговоры о грушах», создаваемого в рамках проекта «Русский мультиканальный дискурс» исследователями из РГГУ, МГУ и Института языкознания РАН.

Николай Алексеевич Коротаев — кандидат филологических наук, доцент Учебно-научного центра лингвистической типологии Института лингвистики РГГУ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *